Духовно - нравственное воспитание обучающихся.

 

Целью воспитательной работы школы в 2017 - 2018 учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

                    Задачи воспитательной работы:

  • Продолжить создавать условий для успешной работы по ФГОС второго поколения;
  • Совершенствовать систему воспитательной работы в классных коллективах;
  • Приобщать школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;
  • Продолжить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, привитие им навыков здорового образа жизни, на профилактику правонарушений, преступлений несовершеннолетними;
  • Создать условия для выстраивания системы воспитания в школе на основе гуманизации и личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников.
  • Продолжить работу по поддержке социальной инициативы, творчества, самостоятельности у школьников через развитие органов ученического самоуправления.
  • Дальнейшее развитие и совершенствование системы внеурочной деятельности в школе.
  • Развитие коммуникативных умений педагогов, работать в системе «учитель – ученик - родитель».

Духовно-нравственное воспитание

Задачи работы по данному направлению

 

  1. Формировать у обучающихся ценностные представления о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.)
  2. Формировать у обучающихся уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
  3. Создать условия для развития у учащихся творческих способностей.
  4.  Развивать у обучающихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициативу( в рамках ученической игры по самоуправлению).

 

Одним из приоритетных направлений образования и воспитания школьников в школе является профессиональная подготовка.

В 2016-2017 учебном году мы начали реализацию программы профориентационного самоопределения обучающихся «Найди свой путь», поставив целью создание условий для самоопределения и социализации обучающихся посредством реализации   модели профессиональных проб и насыщение рынка труда региона выпускниками, владеющими первичными навыками  рабочих профессий.

В рамках программы использовались новые технологии и модели.

На ступени начального общего образования одной из уникальных форм обучения, которая позволила сделать интересной и увлекательной работу школьников на творческо-поисковом уровне, стали игровые технологии, которые проводились в форме различных мастер-классов. Усваиваемый обучающимися материал прошел через своеобразную практику, внес  разнообразие и интерес в процесс обучения.

Для 5 – 8 классов использовали технологию проектного обучения «Проектный день», который провели по окончании I  четверти.

Обучающиеся расширили представление о мире профессий, узнали о профессионально важных качествах, накопили определенный социальный опыт.

Для создания проекта ученики выбирали профессию родителей, родственников, знакомых. Руководителями проектных групп были назначены   классные руководители, их активными помощниками стали тьюторы - ученики 8-х классов.

Имеющийся опыт позволил нам сделать выводы о необходимости совершенствования профориентационной работы среди обучающихся путем создания модели профессиональных проб и ознакомительных практик для учащихся.

 Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.  Профессиональная проба помогает "окунуться" в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определиться в недостатках. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения. В процессе профессиональных проб учащиеся знакомятся с психофизиологическими, интеллектуальными, коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии (специальности), приобретают первоначальные профессиональные умения и навыки. Для проведения проф. проб в условиях сетевого взаимодействия был заключен договор с калининградским агентством «Профи-тур».Было проведено более 10 экскурсий на предприятия Калининградской области, в которых приняли участие 70 обучающихся 8 классов. Специалисты агентства провели мастер-классы по узкоспециализированным направлениям творческой деятельности – гончарному и кузнечному делу, резьбе по дереву, организовали творческие конкурсы и выставки-ярмарки для обучающихся 1 – 11 классов, проинформировали о возможностях предприятий в трудоустройстве молодежи в летний период.

Один из этапов проведения профессиональных проб – «Погружение в профессию» для выпускников основного общего образования.

Профессиональное погружение - прикладное знакомство с профессией, в котором специалистом-практиком моделируются реальные задачи конкретного вида профессиональной деятельности, а участники пробуют себя в их решении. Сегодня в нашем регионе в редких школах существует вид профессионального погружения для обучаюшихся основного общего образования.

Профессиональное погружение помогает осознать – зачем и для чего выбирать ту или иную специальность.

 По результатам тестирования выяснилось, что не всегда профессиональные склонности обучающихся совпадают с их желанием.

 По итогам профессиональных проб среди обучающихся 9-х классов нашей школы определились микрогруппы по направлениям:

«Человек-человек» (Повар, Экскурсовод, Дизайн одежды); «Человек-знак» (Делопроизводитель).

  Нашими партнёрами по погружению в данные профессии стали Калининградский казачий институт технологий и дизайна, ООО "КЭТ ТРЭВЕЛ", учебно-методический центр «Эврика».

   В рамках договора о сетевом взаимодействии составлены рабочие программы по соответствующим профессиям, рассчитанные на 36 часов. Теоритическая часть (14 часов) осуществляется на базе нашей школы, практическая – на предприятиях

   По итогам обучения - конференция, где каждый обучающийся (микрогруппа) защищает проект «Мой старт в профессию», получает соответствующий сертификат установленного образца.

   Новые стандарты позволяют работать по нелинейному расписанию, поэтому во второй четверти каждый четверг для 9-х классов объявлен днем погружения в профессию.

   У каждой микрогруппы есть свой Наставник - специалист, который сопровождает школьников целый  рабочий день или проводит с ними несколько часов.    Профессиональное погружение  с наставником позволяет узнать на собственном опыте, какие повседневные задачи решает специалист внутри профессии.

В 2016 году программы погружения в профессию  освоили 68 обучающихся нашей школы по специальностям повар, экскурсовод, дизайн одежды, делопроизводитель.

Данные технологии были включены в Программы курса внеурочной деятельности по профессиональному образованию обучающихся «Моя будущая профессия» (5-7 классы), «Мое профессиональное будущее» (8-9 классы)

Школа постоянно делится опытом.

Мы провели вебинар для руководителей ОО «Проблемы профессионального самоопределения обучающихся». 

Вебинар для педагогов РФ «Специфика программ внеурочной деятельности по профессиональному самоопределению».

Вебинар для родителей обучающихся «Шаг в будущее».

В журнале «Старт в профессию», ежемесячном школьном вестнике «Инфопечь» и сборнике методических статей «Планета профессий» можно найти разнообразные материалы по данной теме.

В ходе реализации программы «Найди свой путь» были созданы условия для профессионального самоопределения и социализации обучающихся посредством реализации модели профессиональных проб и насыщение рынка труда региона выпускниками, владеющими первичными навыками рабочих профессий.

Для достижения поставленной цели использовали  различные варианты профессионального самоопределения  обучающихся (тестирование, составление портфолио, классные часы, экскурсии, мастер-классы, беседы, встречи с представителями среднего профессионального образования);

практико-ориентированные формы профессионального самоопределения  обучающихся (в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья): игровые технологии, профессиональные пробы по пяти типам согласно классификации Е.А. Климова, погружение в профессию, проектное обучение в рамках международного сотрудничества.

В этом году школа продолжает работу по этому направлению.